Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Что посмотреть на ММКФ будущим кинематографистам

7 фильмов фестиваля, из которых можно многое понять про кино

Московский кинофестиваль — хороший шанс чему-то научиться для тех, кто собирается связать свою жизнь с кинопроизводством. Как переводится литературное произведение на язык кино, какими инструментами пользуются выдающиеся режиссеры разных стран, с чем можно столкнуться во время и после съемок? Выбрали 7 фильмов из разных программ ММКФ, которые хорошо бы посмотреть молодым кинематографистам.

Что посмотреть на ММКФ будущим кинематографистам

Что посмотреть на ММКФ будущим кинематографистам

© Кадр из фильма «Евгений Телегин»

«Мир входящему»

Выдающаяся картина Владимира Наумова и Александра Алова, снятая в 1961 году, дошла до зрителей только в период горбачевской Перестройки. Причиной стал антивоенный посыл фильма, за который отдельные сотрудники Министерства культуры предлагали режиссёров публично выпороть. Награда Венецианского кинофестиваля и высокая оценка зарубежной критики пошла Наумову и Алову скорее во вред, чем на пользу, да и самому фильму, беспощадно изрезанному в угоду цензуре, тоже. На ММКФ в программе «Первые варианты» можно увидеть «Мир входящему» в его первозданном виде и оценить режиссёрское видение.

«Защитник чести»

Монохром — очень сильный инструмент, которым кинематографисты во времена цветного кино пользуются всё чаще. Чёрно-белое изображение придает очарование и глубину обыденной истории, может сделать неимоверно тусклым и депрессивным самый жизнерадостный пейзаж, дает возможность увидеть благородные аллюзии там, где в цветном кино они бы просто не возникли. Картина филиппинского режиссёра Хоселито Альтарехоса может послужить примером использования монохрома для большей выразительности сюжета, который и без того почти вызывающий: семейное насилие, в том числе сексуализированное, противостоит полицейскому произволу. «Защитник чести» включен в программу «Чёрно-белый мир».

«Евгений Телегин»

История этой картины, вошедшей в программу ММКФ «Русские премьеры», пронизана постмодернизмом и упорством. Виктор Тихомиров, художник из движения «митьков», написал «поэму в прозе» по мотивам пушкинского «Евгения Онегина» и воспоминаний о встречах и дружбе с Цоем, Курёхиным, Гребенщиковым. Спустя пять лет после её издания он решил экранизировать роман на собственные деньги, выступив и режиссёром, и сценаристом. Получившийся в результате фильм с Евгением Ткачуком в главной роли покажет, как проявляется видение художника в кинематографе, как переводится язык необычного литературного произведения на киноязык — и насколько удачными могут быть эти попытки.

«Корова»

Российский кинематограф работает в западной традиции, но нелишне изучить киноязык выдающихся режиссёров Востока. Такую возможность даёт ретроспектива фильмов режиссёра Дариюша Мехрджуи. В неё включены шесть картин одного из столпов иранской «новой волны», в том числе «Корова», которая так впечатлила деятелей исламской Иранской революции, что они решили не запрещать в стране кинематограф. Одновременно фильм получил премию Международной Католической организации в области кино на Берлинском кинофестивале. В общем, это тот случай, когда замысел оказался понятен буквально всем — и может быть интересно выяснить, как режиссёр этого добился.

«Альбидум. История утраченной киноленты»

Фильм Ирины Уральской в программе «Арт-кор» рассказывает о судьбе потерянного фильма, снятого в 1926 году. Это была история об агрономе, который вывел новый засухоустойчивый сорт пшеницы, несмотря на бюрократов и вредителей. У фильма было четыре названия, в прокате он шёл ровно три дня, после чего исчез навсегда: одним из авторов сценария был ученый-аграрий с европейской славой Александр Чаянов, арестованный в 1930 году. Картина Уральской — это почти детективная история о поиске утраченной ленты, об уничтоженных советских фильмах, в которой отражается история и страны, и отечественного кинематографа.

«Как стать поэтом-песенником»

Молодёжная комедия о девушке, которая уверена, что её предназначение — писать тексты для песен в жанре кантопоп. Это поп-музыка на кантонском, языке Гонгконга, он отличается высокой мелодичностью и сложностью. Как перенести терзания героини, у которой ничего не получается, на экран? Как представить сложную для воплощения идею в комическом ключе — да ещё так, чтобы фильм стал одним из лидеров проката? У сценаристки и режиссёра Норрис Вон это получилось, как получился и сам фильм — лёгкий и жизнеутверждающий.

«Тугой узел»

В конце 50-х Михаил Швейцер снял кино о колхозах, частной жизни и партийных нравах «Тугой узел» — но на экраны вышел совсем другой фильм под названием «Саша вступает в жизнь». От обвинений в «идейной порочности» режиссёра не спасло ни первоначальное решение «Мосфильма», что картина может выйти в прокат, ни заступничество ведущих советских литераторов. Лента появилась на экранах изрезанной и просто варварски перемонтированной. В 1987 году её с первоначальным названием, но опять-таки с купюрами показали на телевидении. Кино, которое Швейцер снял на самом деле и после которого зарёкся работать с современным материалом, можно и нужно смотреть в рамках «Первых вариантов», в том числе чтобы проникнуться мыслью: иногда в кинопроизводстве приходится тратить много нервов не только во время съёмочного процесса, но и после него.

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100